Рубрикатор

Все материалы, относящиеся к графическому редактору Photoshop фирмы Adobe (www.adobe.com)

(материалы даны в хронологической последовательности, как они появлялись в номерах)

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

[вторая часть] [третья часть] [четвертая часть]

 


из номера за 17 июня 1998

Хочу осветить еще одну занимательнейшую штуку - вот на рисунке видите расцвет абстракционизма? Во! И никаких 3D! Делается просто до безумия. В фотошопе есть замечательная тулза - градиентное заполнение области. Нужно поставить опцию "радиальное заполнение" и выбрав два цвета сделать один небольшой кружочек. Вот такой (1). А вот теперь нужно выбрать в опциях заполнения  пункт "Difference" вместо "Normal" и "нарисовать" еще один кружочек на картинке. Вот что получится (2). (т.е. самый первый раз рисуем с опцией Normal, а потом всегда стоит Difference или еще чего) У меня стояло два рабочих цвета - темно-синий и голубой. Понятно, что цвета отнялись друг от друга и получился черный цвет фона. Но не торопитесь! Меняя основные рабочие цвета и делая длинные и короткие радиусы заполнения можно та-а-акого наделать! Вот, например, два рисунка на скорую руку. Судите сами. Причем, процесс прост, как грабли, а втягивает настолько, что не оторвешься! Вот эти две цветастые картинки я получил простыми, можно даже сказать - однообразными нажатиями мыши! Использовал только градиентное заполнение и больше ничего! Можно иногда сменить опцию на Multiply или Soft/Dark Light или еще чего. Но основной прикол конечно, дает опция Difference с разным набором двух рабочих цветов. 
А? Ну как? :-))) Кстати, если бы кто удумал сделать галерею такого типа картинок, я первый полез бы посмотреть :-) 
(1) 
(2) 
 
 

из номера за 25 июня 1998

Еще не установили себе Photoshop 5.0 ? Настоятельно рекомендую! Прямо сейчас можете и начинать.
Потому как обновление настолько сильно, что охватывает даже такие пожелания пользователей, которые они имели только в подсознании и не могли еще их точно сформулировать. Встраивание эффектов в слои - это очень сильный инструмент. Например, написали вы текст (в отдельном слое), сделали его выпуклым (через фильтр Alien Skin или EyeCandy, например), сделали тень, потом немного поиграли с насыщенностью или контрастом.
И вот вдруг дальше вам понадобилось сменить шрифт набранного текста или вы заметили ошибку в набранном тексте. А? Вот-вот. Начинай сначала. А какой там фильтр был? А какие установки? ...А кто б его помнил-то...
Вот она, проблема-то. Тут и множественное обычное Undo не очень-то поможет.
В пятой версии эта проблема решена поистине блестяще! В существующем слое (layer) текста (и не только конечно, текста, просто с текстом я работал в качестве примера) есть дополнительные основные меню - layer options и effects. То есть, после того, как текст напечатан (причем! печатая текст в служебном окне, можно смотреть как он сразу же печатается на каринке - это очень круто!) можно задать определенный набор эффектов (тень, выпуклость, обводка и др.). После этого у Вас в меню слоев появится буква f на слое, к которому применялся (-ись) эффекты. Выглядит меню так, как показано на рисунке (с фотошопом идет в поставке маленький набор картинок с примерами - не брезгуйте, поглядите - там много полезного есть). Теперь можно в любое время нажать на букву T и изменять стиль, шрифт, сам текст и его цвет сколько душе угодно и сразу же видеть, как это будет выглядеть применительно ко всей картинке. Очень удобно, например, шрифт и размер подбирать. (сколько я с этим раньше мучился! :-)
Ну, и вот, например могу представить картинку, которую теперь можно сделать вообще не напрягаясь, а вот в четвертом (PhSh4.0) я бы сильно подумал как это сделать. Исходная картинка оз.Байкал и она же с эффектом "выдавленные буквы".
 

 
Причем, как будто "выдавлена" сама картинка. Как это сделано: печатаем текст, накладываем только эффект "emboss" (из меню эффектов слоя!). Параметров там хватает, для подсветки и оттенения можно оставить те параметры, которые стоят по умолчанию. После этого зайдите в меню этого же слоя layer optionsНа картинке я показываю менюшку слоя изображения с Байкалом. В меню свойства слоя стоит фильтр Saturation, но на самом деле можно поставить и другие свойства в качестве фильтра. Это зависит от того, что вы хотите сделать. Меня в данном случае устроил этот пункт. Две нижних полоски с движками служат для плавного изменения свойств слоя текущего и его же, но уже относительно слоев "нижележащих", причем, по условию одного из составляющих цвета. В общем, я сам плохо еще понял, то что написал, но где-то так :-))
 
Ну вот, буковки так и получились. Теперь можно отдельно друг от друга менять эффекты, буквы, шрифт - все будет как надо. Причем не только с буквами можно так извращаться - можно делать это и с любым изображением - да хоть со своей фоткой. "Выдавить" ее на фоне чего-либо теперь не составит труда.
Но добила меня полность вот какая штука: видите на картинке с Байкалом часть букв "й" и "к" находятся за деревом? Как это делается? Ничего в этом особо авангардного нет. Это можно было делать и даже в 3-м фотошопе. Но какими средствами! Раньше бы я, поглядев на эту картинку, сказал бы, что взяли тулзу под названием "path", обвели часть дерева, сделали selection (выделение) и кусок дерева поместили в "верхний" слой. Практически у меня здесь так и сделано. Но вот если бы я делал это именно тем методом, который описал, то я бы потратил много времени. Тяжело все-таки "обводить" сложные рисунки... да и простые тоже тяжело. Муторно. Так вот, в пятом фотошопе есть новая тулза - "magnetic lasso" - которая конечно, ни в коей мере не заменит в особых моментах инструмент "path", но в подавляющем большинстве случаев времени сэкономит - уйму!
 
Вот, на примере этого черепка и разберем (эта картинка идет в samples'ах с фотошопом). Допустим, нам необходимо "отделить" черепушку от досок и уже дальше работать как с отдельным объектом. Ведите спокойно вдоль контура черепа указателем - линия обводки будет как бы сама прилипать (примагничиваться) к ближайшей контрастной границе - поэтому вам нет необходимости увеличивать до недоразумения картинку и напрягаться - новая тулза сама все сделает за вас, ей только нужно давать необходимые направления. Принцип у тулзы такой: она выбирает ближайшую границу наибольшей контрастности и на ней ставит обводку (контрольную точку). Конечно, ошибок не избежать, и поэтому, можно принудительно ставить точки, если машина теряется. К достоинству программы говоря, я ни разу ее не подправил и все получилось с первого раза. Я был потрясен. 
Вот что получилось (см. картинку). Причем, в этом типе выделения действуют все правила, которые присутствуют и в обычных инструментах выделения. Т.е. можно нажимая Alt или Shift добавлять или отнимать области selection. Что я и сделал, получив еще две дыры в черепе посредине. Ну вот, получилась симпатичная такая черепушка, вынесенная в отдельный слой, где теперь с ней можно делать все что угодно.
Я выбрал такой пример, потому как он наиболее показателен, на самом деле, инструменту "magnetic lasso" безразлично, с цветной картинкой работать или с черно-белой.
Разумеется, в опциях инструмента есть разные регуляторы чувствительности, полосы захвата и пр. И не бойтесь, если  после того, как вы "замкнете" контур и программа сделает сама новое выделение (selection) вы увидите, что где-то чуть-чуть неровно - программа эти кусочки частенько сама подправляет, тем более, если стоит опция anti-aliased (а она по умолчанию всегда стоит).
 
Ну вот, вроде основные фичи описал. А, да! Не ищите множественного Undo в верхнем меню - там его нет, а сделано History в той же менюшке, где и layers.
Глубже еще не копал, но радость доставила появившаяся возможность изменить размеры прямоугольного выделения (selection).

На 32Мб RAM идет вполне нормально, но лучше конечно, 64Мб, а то при обработке больших картинок говорит, что памяти не хватает...
(дистрибутив Adobe PhotoShop 5.0 занимает более 60 мегов)


из номера за 16 июля 1998

Я давно подозревал, что с фотошопом не так все просто. Вне зависимости от версии. Вернее, все просто для того, кто например, понимает, зачем на самом деле нужны каналы (chanels), что показывают levels и curves и т.п. :-)))
Но вот недавно наткнулся на советы по фотошопу аж от самого Kai Krauze (да-да! именно того, кто создавал KAI's Power Tools и др. пакеты) и еще раз убедился, что о фотошопе я знаю далеко не все! Я, наверное, на протяжении нескольких номеров возьмусь вольно изложить его советы (tips), тем более, что там все на английском, да и сделано на примерах для PS версий по-моему даже ниже, чем 4.х, и некоторых фич просто нет! (например, в пятой версии я не нашел пункта Image>Mode>HSB! И как это сделать теперь - тоже не знаю).
 
Начну с хорошего примера: как "нарисовать" спираль? Не сканировать же, в самом деле...
А очень просто - наложить фильтр Twirl на градиентное заполнение (3) или хотя бы на картинку с половиной поля черного и белого (1).

 
  
1 2 3 4
 
Конечно, в примере 4 рисунок получается не такой, какой хотелось бы - центр градиента (3) размазан. Чтобы исправить это наложите предварительно несколько раз фильтр Pinch (с установкой параметра: 99) на заготовку (3). Получится вот что (5):
 
  
5 6 7 8
Теперь на получившийся образец (5) накладывайте фильтр Twirl. Получится четкая спираль (6). Но тут есть тонкость - у фильтра Twirl существует параметр - "сила скручивания". От 000 до 999. И можно 9 раз накладывать последовательно фильтр с параметром 111 или один раз с параметром 999. Размер спирали останется один и тот же, а вот качество при втором случае - хуже. Попробуйте сами - убедитесь.
Если сделать выборочное выделение (selection) и заполнить градиентом от верхнего левого угла по диагонали, а потом инвертировать выделение и заполнить градиентом в противоположном направлении, то получится выпуклая спираль. Причем, делать это лучше всего в Alpha канале. Как? А вот о каналах разговор в следующем номере. (или можете идти сразу на "KAI's Power Tips").

из номера за 20 июля 1998

Продолжу тему, начатую в прошлом номере о фотошопе. На этот раз хочу поговорить о слоях (layer) и каналах (channels). Честно говоря, насчет канала прозрачности (Alfa-chanel) я думаю, что он не нужен вообще, как лишний с тех пор, как ввели слои. Я так прикинул, пожалуй все можно сделать слоями то же самое, что и с альфа-каналом. Даже проще и удобнее. Похоже, они дублируют друг-друга. Но каналы безусловно нужны. Например, для такой штуки, как наложение эффекта для отдельной составляющей цвета картинки. Вот эту операцию уже фига с два сделаешь с помощью слоев. Я сделаю небольшое отступление для того чтобы объяснить, что же такое "каналы" (этой статьи у Кая Краузе нет, он похоже имел дело с фотошопом версии 2.5, да еще и для макинтоша, а различия для версий все же существуют, поэтому я поделюсь личным скромным опытом).
Так вот, известно, что цвет состоит из трех составляющих: красный, зеленый и синий. R, G, B то бишь. В машинном представлении это 24 бита, всего - по 8 бит на каждую составляющую. В режиме RGB (image->mode->RGB) у Вас картинка всегда имеет глубину 24 бита.
Если вы выберете пункт "Show channels" в меню Window, при наличии активной цветной картинки в окне, Вы увидите 4 пункта "channels": RGB, Red, Green, Blue. Все они выделены - по умолчанию, операции с картинкой производятся по всем каналам. Для примера я избрал достаточно показательную картинку - радугу, в ней хорошо представлены все три цвета. Сделайте такую картинку (File->New), размер 400х300 пикселов, 72dpi, RGB. Теперь заполните ее черным цветом. А потом сделайте градиентное заполнение от левого верхнего угла до правого нижнего (в опциях заполнения выберите Rainbow Transparent). Получите исходную картинку (1). Вот такую:
 
1
 
В меню channels Вы можете видеть теперь эту картинку "разложенную" по каналам. Очень показательно. Теперь выберите мышкой только один какой-нибудь канал (пункт с названием 'RGB' - не канал, а как бы совокупность каналов и просто сделан для удобства). Например, Green. Отметка со всех каналов, кроме выбранного, пропадет. Теперь все операции будут производиться только с этим каналом (т.е. в данном случае - с зеленым). В меню выбора цвета Вы теперь можете заметить, что все цвета перевелись в оттенки серого. Все правильно. Так как каждый оттенок (а не цвет!) будет теперь показывать, насколько сильно будет представлена составляющая цвета на картинке. Белый соответсвует самому насыщенному, черный - нет цвета. Ну, что ж, попробуйте порисовать обычной кисточкой или попробовать обыкновенное градиентное заполнение (выберите в опциях белый и черный, например).
Но различные эффекты, конечно, выглядят более впечатлительно.
 
2
Наложите эффект 'Pinch' (effects->distort->pinch) только на канал зеленого (рис.2). Прекрасно видно, что эффект затрагивает только зеленую составляющую цвета (именно составляющую, а не просто зеленый цвет!).
Ну, а теперь например, можно и поиграть с эффектом 'Twirl'.
 
3 4
И для разных каналов - (3). Малиновый (Magenta) цвет получился оттого, что в машинном представлении это "типа" фиолетовый цвет, который в радуге идет за синим. Картинка (4) получилась из исходной (1). На канал синего был наложен эффект 'Wave', зеленый убран, а канал красного был сначала перевернут (Edit>->Transform->Flip - эту операцию можно сделать с выделением всего канала - Ctrl-A), а затем преобразован фильтром Sketch->Bas Relief.
 
 
Но никак нельзя, конечно, забывать про слои (layers). Хоть с каналами и можно поиграть вволю, но по части извращений над картинкой слои все же круче. Я смогу здесь показать только малую часть работы со слоями, потому как материал этот обширен и можно писать про это до посинения :-)). Начнем с простого. Вернитесь к картинке (1) с радугой. Теперь у Вас должен быть выбран пункт Layers. Скопируйте background (основной слой, где у вас нарисована радуга) в новый слой. В результате у вас появится второй слой с такой же картинкой. Переверните ее, как показано на рисунке. Он, естественно будет перекрывать низлежащий. Но на любой слой можно накладывать эффекты и более того, указывать, каким образом всему слою вести себя по отношению к низлежащим слоям. Укажем слою (у меня на картинке - 'Background copy'), что он сегодня будет иметь атрибут 'Darken' (режим 'darken' я понимаю так, что цвета в низлежащем слое, имеющие большую интенсивность по каналам будут перекрывать цвета в данном слое). Лучше всего это делать в отдельном меню (двойной щелчок по слою).
 
5
Там вы можете прямо на картинке просматривать, как она будет меняться в зависимости от выбираемого атрибута. Получится картинка (5). В общем повеселиться можно вволю.
Но кроме обычных слоев, где вы можете рисовать или вставлять картинки, существуют так называемые регулировочные слои (Adjustment layers) или, может правильней их было называть настроечные слои. Как кому удобнее. Выберите любую достаточно сложную в цветовом отношении картинку. Теперь создайте (6) новый настроечный слой по параметрам Hue/Saturation (6а).
6
 
 
При выборе слоя Вы опять можете видеть, что цветовая гамма превратилась в оттенки серого, так теперь они управляют силой эффекта. "Черный" - нет эффекта, "белый" - полный эффект и т.д. Теперь Вы можете задавать свои правила изменеия насыщенности, цветности и якрости на основной картинке (вернее, скажем, под всеми низлежащими слоями). Например, вот так (7). Отличие регулировочного слоя от простого слоя с наложением эффекта Hue в том, что в настройках можно менять сразу три параметра, хотя нельзя накладывать готовые картинки в качестве масок, но это можно обойти воспользовавшись тулзой Rubber Stamp, рисуя им из определенного паттерна. А другие эффекты регулировочных слоев наверное даже очень трудно сделать с помощью просто слоев.  
7
В следующем примере (8) я сделал регулировочный слой со свойствами Brightness/Contrast. Яркость и контрастность низлежащего слоя теперь зависят от того, что я нарисую в настроечном слое. Я написал слово MASK. И подрегулировал яркость и контрастность. (8а)
 
 
8
Ну вот... написал далеко не все что хотел, но чувствую, что многовато для одного выпуска. В следующем номере попытаюсь рассказать как делать объемные предметы в фотошопе. 

из номера за 23 июля 1998

Я рад, что мои статьи, посвященные Adobe PhotoShop'у принесли пользу (судя по письмам).
Продолжаю тему. На этот раз хочу рассказать про создание псевдо-объемных моделей. Псевдо- потому, что искусственно приходится подрисовывать тени, объем, перспективу и пр.
Создайте новую заготовку, скажем, 300х300, 72dpi, Grayscale. Почему в тонах серого? В принципе - без разницы, просто так проще оперировать с объектами, а потом Grayscale очень просто можно превратить в цветной RGB. Тем более, что градаций серого что в Grayscale режиме, что RGB равно 256-ти.
Для начала сделайте отдельный слой (Layer) - мы будем работать в нем. Теперь создайте в слое круговую отметку (selection, для ровного круга зажмите Shift). 

И "залейте" его градиентным (radial) заполнением, как показано на рисунке, в качестве основных цветов выберите белый и черный. Можете поиграть с opacity. У вас должен получиться шар, как на рисунке (2). На рисунке (1) показано, как нужно "протянуть" указатель градиентного заполнения, чтобы получилось этакое световое пятно.
 

1 2

Далее, снимите отметку с "шара" - она больше не понадобится (можно нажать Ctrl-D). Кстати, не мешает на слой с шаром наложить фильтр Blur чтобы совсем немного сгладить края. Теперь создайте еще один слой, который "перетащите" под слой с шаром. В этом новом слое нарисуем "тень", которую будет отбрасывать "шар". Для этого сделайте отметку эллипсного типа под нижним краем шара и залейте ее черным цветом. Точный размер значения не имеет, подберите сами.

3 4
После того, как подберете удовлетворительный размер и зальете черным, снимите отметку. И наложите фильтр Gaussian Blur (с силой, скажем 7 или 8). В общем, должно получится нечто похожее на рис. 3. Еще раз замечу, что слой с тенью должен находиться под слоем с шариком - понятно, почему. Теперь, когда шарик создан, неплохо бы его на что-нибудь "положить". Для начала создайте новое окно (File->New) размером 80х80, к примеру. И нарисуйте в нем как показано на рис.4 черные и белые квадраты. Это окно необходимо для создания паттерна (шаблона), т.е. этакого "кусочка", который может использоваться, например, в роли кисточки. Отметьте весь рисунок (Ctrl-A) и скопируйте его в буфер обмена (Ctrl-C). Теперь определите паттерн (Edit->Define Pattern). После этого перейдите к основному окну, где нарисован "шар". (Окно с квадратами больше не понадобится). Можно создать новый слой (он будет самым "нижним") под всеми остальными слоями. Теперь заполните его с помощью уже определенного паттерна Edit->Fill, в опциях необходимо выбрать Pattern.
 
5 6
Текущий слой "зальется" перемежающимися квадратами (5). Я не стал помещать сюда весь рисунок (5) - он большой. Конечно, неплохо было бы "положить" основу так, как это сделано на рисунке (6). Для этого поиграйте с тулзой Edit->Transform->Distort. Не забудьте при этим сделать selection (отметку) - Ctrl-A всего слоя. Можете даже попробовать сначала использовать Edit->Transform->Perspective - "накладывание" перспективы. Edit-Transform-Rotate так же может пригодиться, если нужно немного повернуть все, что находиться внутри выделения. Все должно получиться - это не сложно.
Теперь уменьшающиеся с расстоянием квадратики создают еще больший эффект объема. Но в плане создания объема и это еще не все!
Хотя нет... сперва мы раскрасим картинку. Переведите всю картинку из Grayscale в RGB (Image->Mode->RGB). Выберите текущим слоем слой с шариком - раскрасим сначала его. Для этого, выберите пункт в меню Image->Adjust->Hue/Saturation (или Ctrl-U). Первым делом отметьте checkbox с надписью Colorize (на рисунке он обведен красным цветом). Посредством движка Hue можете выбрать любой цвет, какой вам понравится. Движками Saturation и Lightness отрегулируйте насыщеннось цвета и яркость. Все, шарик стал цветным. Аналогичную операцию проведите с "подложкой" из квадратиков. Должен получится уже раскрашеный рисунок (7).
 
7 8
 
 А вот на рисунке (8) я расширил иллюзию объема введением замутнения дальних участков (получился типа "туман"). Делается это следующим образом:
 
9
Создайте слой над "подложкой" и заполните его градиентом от черного к белому, как видно из рисунка (9) (первый кадр вверх от "подложки"). Измените режим на "Lighten" в опциях настройки слоя ("Layer Options..."). На рисунке (9) можно видеть еще один слой с режимом "Multiply". На рисунке (9) эффекта от него не видно, как видите, он выключен, а если его включить, получится вот что (10):
10 11
Несколько аляповато и не очень реалистично (рис. 8 все таки, лучше), конечно, но я старался показать операции над объектами. Надеюсь, получилось...
Ну, а на последок, анимированный GIF, показывающий все этапы создания картинки. Как очень просто (на самом деле просто!) создавать из фотошоповских PSD анимированные гифы любой сложности - в следующем номере. Предвосхищая новую программу компании Adobe могу сказать, что о любых ранее виденных мной разного рода аниматоров я уже забыл (!). Кому очень интересно, ткните на анимированную картинку - загрузится еще одна (130кб) которую я сюда не поместил из-за размера, там выглядит все покруче. :-))

 


[вторая часть] [третья часть] [четвертая часть]


 Пишите! Мне интересно будет Ваше мнение, замечания и пожелания. Указывайте в письме НЕсогласие на опубликование. Если ничего не будет указано - публикую по своему усмотрению. Если письмо не личное, конечно...

Журнал поддерживается ISP Деловая Сеть Иркутск